Записки психолога. Старая жена нового русского

ОНА. Она появилась у меня на приеме вся в черном. Черный цвет ей очень шел, но явно немного бледнил и старил. Свой рассказ она начала  безэмоционально и скучновато. Чувствовалось, что фраза "Меня бросил муж" стала  уже привычной, а статус нелюбимой  - принятым. Но рассказывая свою историю, оживилась и похорошела.

С мужем они познакомились 25 лет назад  на студенческой вечеринке. Но провожать Он пошел Ее подругу, а Ее вызвался проводить Его приятель. До метро они шли вчетвером, а в метро оказалось, что подруга с приятелем живут по серой ветке, а они по зеленой. И потом они часто встречались "на зеленой ветке". Встречаясь, они много гуляли по городу и он показывал ей то, что так полюбил в этом  чужом городе, он провинциал из маленького городка на далекой реке. Особенно ему нравился вид с горки на церковь увековеченную  Саврасовым. Летом они планировали поехать в горы с альпинистами, копили деньги, но истратили их на свадьбу, так как попали в интересное положение.  Их первый ребенок родился мертвым и это их очень сблизило. Ее родители, вечно молодые геологи, в очередной раз меняли спутников ЖИЗНИ, ее бабушка умерла, выдав свою внучку замуж, а его мама слишком любила  своего  мужа. "Одни мы друг у друга остались".

Чтобы Он закончил институт и поступил в аспирантуру, она перевелась на заочный и работала в реставрационных мастерских. Потом родилась Соня. Они жили в коммуналке и очень мечтали о, пусть крохотной, но своей квартирке. Денег катастрофически не хватало. Она мыла лестницы - по 1 рублю с квартиры, Он бросил аспирантуру и ушел  на стройки МЖК.

Через два года у них была своя квартира на самой окраине города, около леса. Она расписывала платки, шила расписные юбки- они поставили телефон, Он остался работать на стройке - они купили стиральную машину. Он запил - они отдали Соню в круглосуточный детский сад и поехали в горы. Там, старик владеющий старинным ремеслом, дал им трав и совет: "Не ищите счастья. Ищите радость." Они поняли это каждый по своему и купили машину. В нее влюбился сосед  и  по вечерам они ходили гулять - Она, сосед и Соня. Он набил соседу морду и сосед переехал. Он задерживался с работы, и иногда она находила у него записки, подписанные то Аня, то Леля, то котенок. Она ругалась, не обращала внимания,  пыталась поговорить. Он сказал: "дурочка, я же люблю только тебя. А это просто радость". Так продолжалась жизнь.

Росла Соня, Она ходила на необременительную работу и вела дом, он зарабатывал деньги. А потом пришлось перестраиваться. Он оказался в нужном месте в нужное время, к тому же у него уже был личный опыт перестроек и он соответствовал моменту. В дом пришли деньги. Сначала их стало просто больше, потом их стало много. Они поменяли квартиру, купили дачу, машину, отправили Соню в Америку, учиться. А денег становилось все больше. Их стало так много, что ей пришлось уйти с работы. Но Она никак не могла соответствовать новым деньгам.

В квартире теперь сидел телохранитель, и она очень стеснялась ходить по квартире. А потом муж стал часто уезжать в командировки и однажды то ли от скуки, то ли от тоски она поехала на горку, с которой открывался сказочный вид на саврасовскую церковь. И  увидела Его с женщиной. Они стояли на их месте и целовались в лучах заходящего солнца. Было очень красиво и очень больно. Она окликнула Его. Он обернулся, она помахала рукой и пошла к машине. Домой он вернулся через два дня и сказал, что полюбил другую и хочет уйти к ней. Уходи - сказала она - только забери с собой телохранителя. Я уйду - сказал он - но телохранитель останется. Ты мне, как мать, как сестра. Я умру, если с тобой что-то случится.

ОН. Он пришел ко мне с телохранителем. И в моем маленьком кабинете сразу стал объяснять расстановку сил. Договорились на том, что телохранитель сходит за газетами, а мобильники на время выключим, оба. Он сел и неожиданно потеряв напор и апломб, стал очень милым интеллигентным человеком.

 - Я пришел потому, что Она попросила. Она для меня очень значимый человек, родной. Мы прожили вместе целую жизнь. Но теперь я хочу  другую. У меня еще есть силы и я хочу прожить еще одну жизнь. По другим законам, по  другим правилам. Я больше не хочу ни за что платить собой, у меня есть деньги, за которые я уже заплатил. Я хочу другую женщину, другой дом,  другие запахи. Знаете, в нашем доме всегда что-то пригорало, катастрофически не хватало времени. Особенно часто у нее пригорало молоко. И этот запах не могли заглушить даже французские духи. И еще, этот ее постоянный страх забеременеть и эти календари и всякие ухищрения, делающие секс медицинским мероприятием. Я все время чувствовал себя виноватым, особенно забирая ее после абортов. И даже насильником. И потом мне с ней просто скучно и я заранее знаю все, что она скажет. Как будто играешь с собой в поддавки. Сейчас все изменилось, а она не хочет меняться. Она даже шторы не хочет менять и перевозит их из квартиры  в квартиру. Продолжает расписывать юбки и не хочет одеваться  в приличных бутиках. У нее все также подгорает молоко, и она не хочет нанимать прислугу. А когда мы все-таки наняли горничную ,так она ее стеснялась и к ее приходу наводила порядок.

У нее сейчас три радости - когда Сонька позвонит, когда какой-нибудь глупый иностранец ее дурацкую юбку купит, и когда горничная не приходит. Со скуки сдохнуть.

У меня сейчас Другая - легкая, простая. Ей нравится эта жизнь,она любит новое и с ней нет груза прожитых лет. У меня нет никаких обязательств по отношению к ней,  кроме моей любви, разумеется. Кроме того она  всегда готова заниматься любовью. Она ценит меня. И в том числе за все то, что я имею: деньги, приятные знакомства, возможности, телохранителей. Наконец ее просто радуют мои подарки. И она легко меняет шторы. Другая уверяет, что любит меня, и я ей верю. Но когда  вернулся телохранитель с пачкой газет, и Он неожиданно снова превратившись в хозяина жизни продолжил - во всяком случае это выгодно нам обоим. А ЕЕ я тоже люблю. Знаете, когда я около ее дома увидел Соседа, я послал ребят с ним поговорить. Представить, что с ней кто-то будет вместо меня, я не могу.

ДРУГАЯ. Другая пришла потому, что ее очень настойчиво попросил прийти Он. Я согласилась – РАБОТА ЕСТЬ РАБОТА. К тому же меня потряс его аргумент, похожий на анекдоты из жизни новых русских:

- Знаете, я бы конечно хотел знать правду - любит, она меня или нет. Вы с ней поговорите, как психолог. Но мне скажете только в том случае, если поймете, что она меня правда любит.

Другая пришла ко мне благоухая чужеземным и явно дорогим духами. А  функция ее одежда была явно не согревающая, а уведомляющая: Внимание, дорогая эффектная женщина. Она пришла демонстрировать то ли себе, то ли мне свои права. Я же хотела лишь понять, счастлива ли она. И когда я спросила ее об этом, она рассказала свою историю.

Мама ее очень хотела, чтобы она стала врачом. И так как когда-то  цыганка предсказала маме раннюю смерть, мама стала  копить деньги на ее будущую учебу, отказывая практически во всем. Они жили очень тяжело и плохо, будущим. Отца она помнила смутно. Он ушел от них, когда ей было всего 3 года. Впрочем, с ними он никогда по настоящему и не жил, у него была другая семья. Училась Другая хорошо, но одета была хуже всех в классе и ее звали Дырка. Но однажды к ним пришел ее отец и принес подарки - много красивой одежды, вкусной еды, и они долго гуляли по городу. Заходили в недоступные кафе и ели вкусности за столами, покрытыми красно-белыми клетчатыми скатертями на которых стояли свечами и осенние листья. А потом отец сказал, что он с семьей уезжает далеко и навсегда. Но когда это будет возможно, обязательно напишет ей на главпочтамт, до востребования и обязательно позовет. И еще она помнит почтительное молчание одноклассников, когда она пришла в первый раз в дубленке,  джинсах и желтом свитере.

С тех пор она ждала, когда ее позовет отец.  Ждала и тогда, когда поступила в медицинский, и тогда, когда бросила институт, влюбившись в молодого доцента, и тогда, когда плод любви из ее чрева выскребал друг и коллега молодого доцента. И потом она  ждала, но уже не так сильно. Правда пару лет еще она подходила к окошку "до востребования" на Главпочтамте. Но к тому времени она уже работала в турбюро и водила экскурсии. Сначала иностранцев по Золотому кольцу, потом наших по Пляс Пигаль. И уже совсем не ждала ничего и поэтому легко принимала ухаживания, подарки, любовь. Ей понравилась быть ко всему безразличной.

И даже когда она однажды в переходе встретила свою бывшую соученицу, когда-то первую модницу класса, вызывавшую чувство бессильной зависти, она безразлично окинула чудовищный турецко- вьетнамский ширпотреб соперницы и безразлично выслушала комплементы своему ПАРИЖСКОМУ костюму. Она, как голодный, не чувствующий вкуса поглощаемой пищи,  наполняла свою жизнь ненужными впечатлениями, неувлекающими увлечениями, нелюбимыми мужчинами. И когда в ее жизни появился Он, Другая не замечала Его даже в своей постели. Но однажды они попали в кафе, где на столах лежали красно-белые клетчатые скатерти, горели  свечи, а в простых керамических кружках стояли желтые листья.

И тогда Он сказал:

- Знаешь, когда-то, когда у меня не было денег, я мечтал что когда- нибудь я приведу в такое кафе девушку и закажу пиццу с оливками и сухой мартини. Я плохо представлял себе вкус того и другого, но чтобы лучше мечталось подходил к окнам кафе и, заглядывая в них, делал вид, что кого-то жду. Я не знаю, люблю ли я Его или нет. Но с Ним я перестала бытьравнодушной. Он задел что-то важное. Мне снова больно и я хочу быть счастливой. Я чувствую. Мне даже жаль его жену, она чем-то напоминает мою маму, но она уже старая, а Он - новый.

Они встретились у меня втроем. Их жизни завязались в такой клубок, что наверно надо было просто рвать, но они готовы были распутывать его. Я не знала, чем я могу помочь им и, предложив расстаться всем им на месяц и отправиться в путешествия, я следовала скорее литературным традициям. Но они приняли эту идею с энтузиазмом и разъехались. Она поехала к Соне, которая жила в Канаде и ждала ребенка. Он поехал в Африку охотиться на львов. Другая поехала к отцу, которой очень просто и неожиданно легко нашла через Красный Крест.

Она вышла замуж за соседа дочери.

Он  стал заниматься альпинизмом.

Другая привезла отца домой.

Прошло несколько лет.

ОНА СНОВА ПРИШЛА НА ПРИЕМ  и сказала, что они снова вместе.

Он теперь не так богат и это большое облегчение, телохранители уже не нужны. У него теперь часто болит спина, а когда Он болеет, то не выносим, а Ей даже нравится, как Он ворчит, потому что Она вспоминает молодость, когда Он усталый приходил со стройки и ложился на пол, отдыхать. Она испытывает одновременно раздражение и нежность. А ПРИШЛА ОНА спросить:

  - Бывает ли так, что к одному человеку испытываешь сразу два чувства одновременно ?

 ОН  ПРИШЕЛ ПОТОМУ ЧТО ЕГО ПРОСИЛА ПРИДТИ ОНА – СПИНА ИНОГДА БОЛИТ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРЕГРУЗКИ.

ОН ГОВОРИЛ, что сейчас ему немного неловко, за то, что Он оказался не таким, каким  хотел казаться  тогда - искателем приключений, охотником на львов, хозяином новой жизни. Сейчас Он живет привычно, скучновато, но хорошо и спокойно, как в детстве. У  них сейчас даже шторы такие же, как были когда-то.

ДРУГАЯ пришла ко мне как обычно во вторник,  на сеанс психотерапии. Сейчас ее больше всего волнует то, что любимый отец никак  не уживется с любимым мужем. Плохо, когда нет любимого мужчины, но что делать, когда их двое.

 

 

Заказать звонок

Заказать звонок