Посещая сеансы психотерапии, мы конечно же хотим узнать, почему не можем выйти замуж или как поднять самооценку. Но не меньше нас волнует и то, есть ли семья у нашего психотерапевта и насколько он уверен в себе за пределами кабинета. Большинство из нас никогда не решится озвучить эти вопросы, однако меньше волновать они от этого нас не станут.
Стоит отметить, что интерес к личности психотерапевта и его жизни вне сеансов – естественное следствие психологической работы. В какой-то момент психотерапии ваши отношения со специалистом становятся доверительными и близкими и вполне естественно, что у вас возникает потребность узнать его поближе и даже подружиться.
В свою очередь, психотерапевт обязан ограничивать ваше любопытство, как того требует профессиональная этика, и не посвящать в подробности своей личной жизни. Однако ситуацию усугубляет вездесущий интернет и соцсети, которые так и подмывают клиентов неустанно следить и оценивать жизнь специалистов. Зачастую все это сильно тормозит психотерапевтический процесс, а иногда и отравляет жизнь обоим его участникам.
Разберем типичные вопросы такого рода.
- Как она (психотерапевт) может мне помочь, если сама до сих пор не замужем/без детей/в разводе/слишком молода/слишком стара и так далее…?
Другими словами, нас волнует, что проблемы специалиста или недостаток какого-то опыта (который есть у нас) могут помешать ему оказать нам помощь. На самом деле, естественно, что психотерапевт, как и любой другой человек, имеет свои жизненные трудности. Но, во-первых, настоящий профессионал постоянно работает над ними у своего терапевта (супервизора), а во-вторых, психотерапевтические знания – это ведь не приобретение ключа от конкретной проблемы, а умение вчувствоваться во внутренний мир клиента, сориентироваться в нем и найти вместе с ним правильный выход. Это означает, к примеру, что специалисту не обязательно иметь детей, чтобы понять, почему вы постоянно за них тревожитесь.
- Почему психотерапевт не рассказывает о себе и своей личной жизни, не делиться личным опытом? Разве это не поможет сблизиться с клиентом?
Дело в том, что отношения с психотерапевтом совсем не похожи на наши отношения с друзьями или родителями, в которых мы можем делиться проблемами обоюдно. Между специалистом и клиентом устанавливается очень доверительная, но односторонняя связь. И делается это для большей «стерильности» психотерапии – чтобы в процессе работы человек мог отрабатывать лишь то, что порождено им самим, а не специалистом и его переживаниями.
Представьте, что вы обратились к психологу с тем, что никак не можете похудеть. А он бы вам заявил, что очень вас понимает, так как сам постоянно борется с лишним весом. В этом случае, процесс психотерапии будет нарушен, ведь вы начнете все его слова воспринимать сквозь призму установки «Что он понимает, если сам такой же».
- Нормально ли, если психотерапевт не добавляет меня в друзья на Facebook?
Это абсолютно нормально и даже необходимо. Как бы хорошо специалист к вам не относился, он просто обязан ограничивать ваше общение лишь рамками кабинета. Добавив клиента в друзья в соцсетях, психотерапевт как бы дает клиенту «зеленый свет» на нарушение границ – звонки, сообщения, обсуждение личных фотографий и так далее. Как мы уже разбирали выше, эта лишняя информация породит у клиента массу фантазий и ложных установок, которые лишь усугубят процесс терапии.
Гораздо разумнее и полезнее ограничить свой интерес к терапевту рамками его профессии – например, подписаться на его публикации и заметки в блогах.
- Думает ли специалист во время сеанса, что я ненормальный/скучный. Может быть, он про себя смеется надо мной или осуждает?
Если у вас возникают сомнения и вопросы такого рода, то скорее всего, они – плод ваших собственных проекций на специалиста. Например, если родители клиента не уделяли ему внимание или игнорировали его потребности, то в процессе терапии у него может возникнуть иллюзия, что он не интересен психологу.
На самом деле, профессиональных психотерапевтов от разных шарлатанов отличает безусловное и безоценочное принятие клиента. То есть любые его переживания и мысли он воспринимает как материал для работы, а не как повод посмеяться или оценить по типу «плохо»-«хорошо», «нравится»-«не нравится». Если уж у терапевта и возникают такие реакции, то тогда он просто обязан отработать их у супервизора, чтобы они не мешали его работе.
Единственное исключение составляют те случаи, когда психолог понимает, что переживания клиента носят явно патологический характер и он нуждается в психиатрической помощи. Например, если человек рассказывает про голоса из телевизора или видения, то ни о каком принятии речи идти не может – специалист просто обязан отправить клиента к врачу.
- У моего психотерапевта так много клиентов. Как его хватает на всех?
Эмпатия – умение сопереживать другому человеку – основной инструмент для работы психолога. В этом случае человек понимает, что чувствует другой, но не смешивает свое и его состояния. В отличие от эмпатии, сочувствие – то есть разделение переживаний другого – обладает свойством «заражать» другого, влиять на его состояние. Так вот, сочувствие к клиенту психолог не проявляет и именно за счет этого он сохраняет рациональность восприятия и может работать сразу со многими людьми.
В противном случае, терапевт бы просто «выгорел» и не смог работать. Представьте себе, что клиент переживает горе от потери близкого, плачет. Сочувствующий терапевт начнет плакать вместе с ним, сам расстроится, и в конце концов, почувствует себя беспомощным вместо того, чтобы, например, заметить явное чувство вины или тревоги, которые кроются за слезами клиента.